Алексей БУРКОВ:
"В Германии соскучился по снегу и хоккею"

Досье "ССЖ"
Алексей Бурков. Родился 9 мая 1974 г. в Новосибирске. Рост 182 см, вес 81 кг.
Мастер спорта международного класса по хоккею с мячом. Серебряный призер (1997) чемпионата мира, Чемпион мира по мини-хоккею с мячом (1998). Чемпион мира среди молодежных сборных (1994). Серебряный призер Кубка европейских чемпионов (1995), первенства мира среди юношей (1991) и турнира на призы Правительства России (1996). Чемпион России (1995) и серебряный призер (1994, 1996, 1997). Финалист Кубка России (1994, 1996). Входил в число 22 лучших игроков страны в 1996 и 1997 годах. Лучший нападающий России (1997).
В "Сибсельмаше" играл с 1990 по 1997 год. Забил в высшей лиге 72 гола. В настоящее время живет в Мюнхене (Германия). Жена - Светлана, студентка медицинского института в Мюнхене. Сын - Илья, 5 лет.

Алексей БУРКОВ, экс-нападающий ССМЛюбимые:
Город - Новосибирск
Праздник - День рождения сына. Новый год.
Телепередачи - развлекательные и спортивные
Блюдо - пельмени
Алкогольный напиток - пиво
Безалкогольный напиток - лимонад, cola
Время года - зима (только не в Германии).
Марка автомобиля - BMW
Футбольная команда - "Ювентус", "Лацио"
Музыка - современная русская
Животные - собака (но пока заводить не собираюсь)
Цвет - синий и красный
Историческая личность - Петр I, именно он в свое время поднял Россию

В прошлом номере нашего журнала мы рассказывали о матче, посвященном 5-летнему юбилею победы хоккеистов "Сибселъмаша-Металлурга" в чемпионате России. Всего несколько игроков чемпионского состава не смогли принять в нем участие. Сергей Рогулев в эти сроки в составе "Сибсканы" боролся за Кубок России, автор "золотого" гола Дмитрий Копнин находился в неотложной деловой поездке за рубежом, Сергей Каргаполев не смог выйти на поле из-за травмы. Но наиболее обидным, на мой взгляд, стало отсутствие Алексея Буркова и вот почему: он был одним из самых перспективных и талантливых игроков "Сибселъмаша". В 16 лет уже привлекался в команду мастеров, участвовал в чемпионатах мира среди юношей и юниоров, завоевав в них соответственно серебряную и золотую медали. В 22 года выступал в национальной сборной России, признавался по итогам сезона лучшим нападающим страны. Не сомневаюсь, впереди его искала блестящая хоккейная карьера, однако сам он сделал другой жизненный выбор: летом 1997 года уехал вместе с семьей на постоянное место жительства в Германию. Совсем недавно Алексей приезжал в Новосибирск в отпуск, срок которого по иронии судьбы истек буквально за несколько дней до юбилейного матча...

- Мне кажется март - не самое удачное время для отпуска.

- А в Германии принято делить отпуск на части. Первую половину я брал летом, и тогда мы с семьей ездили отдыхать к родственникам на Черное море, в Ялту. Оставшиеся две недели приберегли, чтобы побывать в Новосибирске. Почему в марте? Мы с женой решили приехать сюда, пока еще не кончилась зима. Там, в Германии, зима совсем не такая, как здесь. Постоянно идут мелкие моросящие дожди, а снег бывает крайне редко. Да и то - ночью выпадет, а днем растает. И, конечно, я хотел здесь побывать на хоккее. Ведь я наверняка знал, что в начале марта чемпионат еще продолжается. Поэтому рассчитывал увидеть какие-то матчи с участием "Сибсельмаша". К сожалению, за несколько дней до моего приезда сезон для команды уже закончился. Просто парадокс, такая погода стоит! Наверное еще месяц смело можно было бы играть в хоккей...

- Вы уже почти три года живете за границей. Давайте вернемся к моменту вашего отъезда из России: вас не пугала неопределенность?

- Нет, не пугала. Потому что раньше я уже бывал там в гостях, видел как живут люди. Моя жена, Светлана, училась здесь в медицинском институте, но с этим дипломом она не смогла бы работать в Германии доктором. Ей было необходимо доучиваться там. Что касается меня, то после сезона 1996/97 годов, когда мы опять завоевали серебряные медали, накопилась огромная усталость. Хотелось как следует отдохнуть, развеяться. А в клубе в то время уже были постоянные задержки с выплатой зарплаты. Так все как-то и сложилось одно к одному. Мы довольно быстро собрались и уехали.

- Но ведь в Германии не играют в хоккей с мячом, которым вы занимались всю свою сознательную жизнь.

- Я как-то тогда об этом особо не задумывался. У меня была уверенность, что я еще появлюсь в Новосибирске. Приеду сюда играть в хоккей. Сначала нужно было обустроиться с семьей на новом месте, получить необходимые документы, а затем рассчитывал вернуться сюда для продолжения своей игровой карьеры. То есть я планировал приезжать сюда на 4-5 месяцев, а остальное время жить, естественно, в Германии.

- Как прошла адаптация на новом месте? Были какие-нибудь сложности?

- В принципе все прошло довольно гладко. Первое время мы жили в небольшом городке, находящемся между Любеком и Гамбургом (там же, где и тесть с тещей). Поначалу занимался благоустройством жилья. Потом мы с женой стали ходить на курсы по изучению языка, а я к тому же стал играть в футбол за местную сборную команду, где общался с партнерами и тренером тоже по-немецки.

- Если можно расскажите чуть подробнее, что это была за команда?

- Коллектив у нас был любительский. Все люди приходили играть в футбол после работы. Несмотря на это нагрузки на тренировках были просто сумасшедшие. Постоянно бегали 10-километровые кроссы. Физически все были готовы здорово, а вот технических и тактических навыков явно не хватало. Впрочем, я ведь не футболист и поэтому не берусь обсуждать действия тренера. У нас с ним, кстати, были очень неплохие отношения. Он мне много помогал по жизни. Не могу точно сказать, в каких мы там участвовали соревнованиях, но команда выступала неважно и занимала одно из последних мест.

- А попробовать себя в хоккее с шайбой не пытались?

- Я разговаривал с тренерами одного из клубов второй бундеслиги. Рассказал им, что раньше играл в хоккей с мячом, но, как оказалось, они не имеют о нем никакого представления. Не знаю почему, но мне не дали шанса проявить себя в той команде, а предложили тренироваться с любителями, которые занимаются два раза в неделю в очень позднее, неудобное время. К тому же необходимо было приобрести за свой счет все форму и экипировку, а это тоже достаточно большие расходы. Еще не известно, чем бы все это закончилось, поэтому я просто не стал с ними связываться. К тому же у меня ведь были планы вернуться в "Сибсельмаш". Осенью 97-го я ездил на машине в Швецию, где наша команда проводила предсезонный сбор. Правда, тогда у меня еще был не решен паспортный вопрос, и поэтому я не смог поехать в Россию.

- Алексей, объясните, как вам удалось, не выступая ни в каком клубе, попасть на чемпионат мира по мини-хоккею с мячом?

- В марте ко мне приехал мой друг Сергей Обухов. Он направлялся на чемпионат мира в Голландию и предложил, чтобы я составил ему компанию. С удовольствием согласился поехать поболеть за нашу сборную. А уже на месте узнал, что в команде есть вакантное место, и тренеры предложили мне его занять. Физически я был готов неплохо, а для того чтобы вкатиться, хватило пары дней, оставшихся до начала чемпионата. На предварительном этапе мы одержали три победы, уступив только шведам. Но затем в финале сумели взять у них реванш и заняли первое место. Мне удалось забить в ходе турнира 6 голов, но основной вклад в победу внесли легионеры из Швеции Сергей Обухов и Слава Архипкин.

- Вскоре после этого вам предложили заключить контракт с "Сибсельмашем".

- Да, мне домой позвонил Михаил Викторович Быков и сделал такое предложение. Я приехал к июню, когда команда вышла из отпуска, и вместе со всеми приступил к тренировкам. Главным для меня было своевременно получение зарплаты, которую мы оговорили с руководством. Потому что мне нужно было содержать семью. Ведь там, в Германии, никого не интересовало, что хоккейный клуб "Сибсельмаш" испытывает финансовые проблемы: деньги за жилье, медицинское страхование и все прочее необходимо платить в срок. Положение же в клубе было бедственным: не было воды, света, не работали телефоны: и тогда я понял что оставаться в Новосибирске нет никакого смысла. Тем временем мне поступило предложение из Ульяновска. Условия там были на голову (если не на две) выше, чем здесь. Мне очень понравилось, как меня там приняли. В случае подписания контракта сразу же предоставляли машину, а квартирный вопрос обещали решить в течение месяца. А если бы команда выступила успешно (нужно было попасть в пятерку) я бы получил после сезона еще одну машину. Зарплату меня тоже вполне устраивала, и я практически дал свое согласие выступать за "Волгу". Прежде, чем приступить к тренировкам, мне нужно было съездить домой на пару недель. Вскоре после того, как я приехал в Германию, в России произошел памятный всем августовский финансовый кризис. Тогда я понял, что ни в какой Ульяновск уже не вернусь. Хотя мне еще несколько раз звонили президент и главный тренер "Волги", я вынужден был ответить им отказом. Понимаю, что не очень красиво все это получилось, но и меня должны понять: по российским меркам предложение действительно было выгодным, но для содержания моей семьи в Германии оно оказалось явно недостаточным.

- Таким образом вам, по крайней мере временно, пришлось распроститься с мыслями о продолжении хоккейной карьеры.

- Да, нужно было реально смотреть на вещи. Довольно скоро я подыскал себе работу. По началу платили не так много, но со временем добавили. Сейчас я зарабатываю 3 тысячи марок в месяц. Другое дело, по душе ли мне эта моя новая работа? Наверное, нет. Душа у меня все-таки больше лежит к спорту. Тем более сейчас, когда я чувствую в себе большой запас сил и энергии. Но прежде всего нужно думать о благосостоянии семьи, о том, что мне надо воспитать ребенка и поставить его на ноги. А моральное удовлетворение от работы уходит уж на второй план.

- Слышал, что вы сейчас живете в Гамбурге.

- Да, наша семья переехала осенью прошлого года. Раньше приходилось каждый день ездить по 45 километров туда и обратно на работу и с работы, а жене, соответствено, в институт. По площади Гамбург чуть меньше Новосибирска, а по плотности населения примерно такой же. Там около двух миллионов жителей. Город очень красивый, особенно его центральная часть, где полностью сохранена старая архитектура. На окраинах, как и везде, в основном новостройки. В Гамбурге много каналов и мостов. Красиво.

- А вы живете в центре или на окраине?

- Мы снимаем квартиру в достаточно престижном районе, в десяти минутах езды на автобусе от центра. Дом очень длинный, как стена, со множеством подъездов. Расположен на канале. Квартира большая трехкомнатная. Покупать себе жилье пока не вижу смысла. Может быть со временем приобретем участок и построим свой дом. На данный момент машина у меня BMW, есть подземный гараж, ходить никуда не нужно.

Алексей Бурков с семьей

- Чем занимается ваш сын Илья?

- Летом ему исполнится шесть лет, и поэтому скоро он пойдет в подготовительный класс. С осени начнет посещать школу. Он уже сдал все необходимые тесты. Илья довольно быстро овладел немецким языком, хотя дома мы разговариваем по-русски.

- Часто ли бываете на футболе?

- Предпочитаю смотреть его по телевидению. Показывают все центральные матчи, причем очень профессионально, во всевозможных ракурсах. Меня не слишком прельщает находится два часа рядом с фанатами и их барабанами, а потом уйти со стадиона "без ушей". Правда, было желание посетить матч Гамбург-Мюнхен, но не получилось: за три недели до игры разобрали все билеты. А вообще местные футболисты в этом сезоне выступают достаточно успешно, входят в лидирующую тройку и реально претендуют на медали.

- Стоило уйти из команды Кирьякову и она сразу заиграла.

- Получается, что так. Хотя в принципе Кирьяков тоже неплохо выглядел, забивал иногда. Но контракт с ним решили не продлять. В нынешнем сезоне "Гамбург" выглядит очень прилично, несмотря на то, что состав команды по сравнению с другими клубами бундеслиги не очень-то и "звездный". Ну, например не сравнить с тем же Дортмундом. Но "Боруссия" тем не менее выступает значительно слабее.

- Ну, а свободное время, уик-энды, как проводите?

- Если честно то не так весело, как в Новосибирске. Друзей там, конечно же, меньше. Хотя круг общения у нас тоже не такой уж, маленький. Ходим друг к другу в гости. Летом стараемся с семьей выезжать куда-нибудь на природу. Ходили на концерты Меладзе и Киркорова. Мне очень понравились их выступления. Киркоров вообще - красавец. Откупил самый крутой зал в Мюнхене, где до него выступали Мадонна и Тина Тернер.

- Как вам кажется жизнь в России, Новосибирске за то время, что вы здесь не живете, сильно изменилась?

- Как это ни парадоксально, определенную положительную роль сыграл, на мой взгляд, августовский кризис. После него в России развилось местное производство. Считаю, что глупо было закупать на Западе колбасу и прочие продукты. Сейчас здесь уже навалом всего своего. Мне кажется, что Новосибирск изменился и чисто внешне, причем в лучшую сторону. Не позавидуешь, конечно, тем людям, которые вовремя не получают зарплату. А если у тебя есть деньги, то жить здесь можно.


Леонид КУРЖУКОВ.


© "СПОРТ СИБИРЬ ЖУРНАЛ". Номер 3 (3), май 2000 года.